Игры с песком и водой. По сторінках фахових видань.

Игры с песком и водой — одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К то­му же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как органи­зуются на свежем воздухе, в теплый период года.

Ребята знакомятся со свойствами пе­ска, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В ито­ге у них развиваются творческие, ис­следовательские, конструктивные спо­собности, эстетический вкус.

Каким же образом побуждать ребят к играм с песком и водой, как наполнить их деятельность интересным содержа­нием, в какой системе вести данную работу в каждой возрастной группе? Расскажем об этом подробнее.

 

Игры с песком

Песок должен быть чистым — про­сеянным и влажным, через 2—3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строи­тельства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и прос­ты. Для них удобны небольшие перенос­ные песочницы на ножках (размер ящи­ка 120X120 см, глубина, ящика 20 cм, высота 50—60 см), Желательно, чтобы на участке было 2—3 такие песочницы- столика. Они могут иметь любую форму и оформление, съемные зонты-тенты (рис. 1). Для удобства на дно песочни­цы следует настелить листовое железо, поскольку дерево быстро гниет от по­стоянной влаги. Песок периодически

(раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно сте­кать на землю через зазоры между дном и боковыми частями ящика). При необ­ходимости такие песочницы можно за­крывать полиэтиленовой пленкой для защиты от загрязнения.

В сырую, дождливую, ветреную погоду можно перенести песочницу-столик на веранду. С наступлением холодов хорошо внести ее в помещение с тем, чтобы дети имели возможность зани­маться строительством из песка круг­лый год (естественно, учитываются воз­можности учреждения). Чтобы песок из ящика не сыпался через зазоры и не засорял пол помещения, дно и края зас­тилают полиэтиленовой пленкой, а за­тем ящик заполняют промытым песком.

Для детей средней группы тоже ис­пользуют на участке подобные пере­носные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что луч­ше сдвигать песочницы по две, посколь­ку дети в игре группируются по нес­колько человек и начинают объединять свои постройки общим содержанием. Например, одни ребята в песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыг­рывают постройки.

В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста соз­дают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, раз­вертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержатель­ный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой песка, го­товить его к работе, не пачкая одежду, обувь (в теплое время года можно играть в песке босиком), при необходи­мости без напоминания мыть руки.

Для организации конструктивной деятельности из песка в группах стар­шего дошкольного возраста рекомен­дуются не песочницы, а песочные двори­ки прямо на земле (площадь дво­рика 3X4 м), так как для игр детей необходимо большое количество песка, значительные площади. Обычно пе­сочные дворики размещают под де­ревьями, чтобы оградить детей от пере­грева на солнце, а песок — от постоян­ного пересыхания. При отсутствии де­ревьев рекомендуются зонты-тенты.

В санитарно-гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные ор­ганизмы погибают.

Хорошо зарекомендовали себя двори­ки из пеньков. Бревно распиливают на части, которые закапываются в зем­лю тесно друг к другу на разном уровне по произвольному очертанию. Дворики могут быть сделаны также из лежащих бревен или досок и иметь любую форму. Ребят приучают бережно отно­ситься к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если построй­ка остается д .песочном дворике, детям напоминают,,‘тдто,хуходя с участка, необ­ходимо сгребать песок в кучу.

Для работы песком детям раннего и младшего дошкольного возраста пред­лагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства,деревья. Можно предложить малышам для игры куколь­ную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: пластин из фанеры, кусочков разно­цветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного воз­раста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются бо­лее мелкие игрушки. Увеличивается ко­личество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассо­вых и резиновых шлангов, труб разно­го диаметра, куски пенопласта, пороло­на, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.

Хранить игрушки для игр с песком можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участках удобны стойки с сетками (рис. 1), которые могут использовать­ся во всех возрастных группах. Игруш­ки, лежащие в сетках, моют, напра­вив на них струю воды из шланга или лейки, и сушат. Дополнительный мате­риал удобно хранить в ящике с деле­ниями (для каждого вида отдельно).

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготов­ленные своими руками (рис. 2). С этой целью используются материалы, кото­рые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплете­ния основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, об­клеенных бумагой, смастерить палатки из трехгранных молочных пакетов, до­рожные знаки из клеенки, палочек и катушек, вырезать человечков, зверю­шек из поролона.

При обучении детей конструированию из песка рекомендуется тематику по­строек из него связывать с тематикой занятий по конструированию из строи­тельного материала.

В группах раннего и младшего воз­раста воспитатели учат малышей сгре­бать песок в небольшие кучки с по­мощью совков и лопаток, утрамбовы­вать их, накладывать песок в неболь­шие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.

Хорошо научить детей строить будку для собачки. Воспитатель показывает, как для этого надо сгрести песок в кучу, уплотнить ее, сделать в ней сов­ком углубление у основания, и предла­гает малышу поместить туда собачку.

Можно научить малышей проводить в песке дорожку. С этой целью надо по­казать, как продвигать дощечку, слегка придавливая ее плашмя к песку. Воспи­татель вместе с детьми делает на до­рожке кочки (кучки), ямки, постройка обыгрывается. Педагог продвигает по дорожке игрушку и приговаривает на­родную потешку: «По кочкам, по коч­кам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»

Детям второй младшей группы воспи­татель показывает, как делать торты, башни, домики с помощью формочек. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбо­вывается, затем с помощью дощечки прокладываются спуски горки (ана­логично строительству дорожки). Хоро­шо также научить малышей строщъ скамейку, ворота, стол, стул, мост. Для этого надо на один или два куличи­ка, стоящих рядом, наложить пластин­ку.

Можно показать малышам, как сде­лать забор, сгребая песок с двух сто­рон руками и уплотняя его, постепен­но подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепля­ют у детей умение формовать раз­личные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содер­жанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нее накладывают деталь по­меньше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флаж­ком.

Ребят учат самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широ­кие, узкие), загородки, заборы, вагоны. Делают это таким образом. На одина­ковом расстоянии устанавливаются ку­личики, а между ними вставляются па­лочки — либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец встав­ляется в боковую часть одного куличи­ка, другой — соседнего.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшая их разноцвет­ными окнами. С этой целью вдавливают в песок кусочки разноцветного орг­стекла. Чтобы окошко лучше держа­лось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песоч­ных кучах вдвоем с двух сторон, по­ка руки не соединятся внутри тоннеля.

Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными до­полнительными материалами. Воспита­тели побуждают ребят к играм с по­стройками, при необходимости подска­зывают сюжеты, помогают их разви­вать.

Детей старшего дошкольного воз­раста педагоги учат сооружать из пес­ка более сложные и крупные построй­ки: высотные дома, дворцы, терема, театры, железные дороги, бассейны,озера (рис. 3). Причем на разные темы: порт, ракетодром, стадион, свой микро­район, детский сад, скотный двор, зоо­парк и др., а также по сюжетам зна­комых сказок «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Снежная королева». Для строительст­ва в качестве образцов детям предла­гают фотографии, иллюстрации, рисун­ки с изображением различных соору­жений.

Воспитатели объясняют, как с по­мощью лопаток или дощечек вырезать из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели.

Ребята используют для формовки са­мые различные приспособления. Круп­ные формы сооружают с помощью де­ревянных рамок, полых кубов, цилинд­ров, отрезков пластмассовых труб большого диаметра. В данном случае форма не переворачивается, а снимает­ся, поднимается вверх.

При этом дети украшают постройки различными деталями. Например, ци­линдрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанав­ливают на зданиях телевизионные ан­тенны из цветной проволоки, проклады­вают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ре­бята сочетают различные способы действий с песком.

Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать по­лучившуюся массу в ладони и выпус­кать струйкой. Песок ложится на по­стройки узорами. Благодаря этому при­ему можно строить дворцы, замки, баш™ ни и другие сооружения конусообраз­ной формы, постоянно наращивая по­стройку в высоту и ширину (рис. 4).

Игры с водой и игрушки-самоделки

Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошколь­ного возраста на участке исполь­зуются надувные бассейны или другие емкости. Устанавливаются они на проч­ные подставки с тем, чтобы малыши имели возможность играть с водой стоя. Хорошо зарекомендовали себя подставки, по форме и размеру аналогичные песочнице. При отсутствии надувных бассейнов можно использовать одну пе­сочницу. Для этого необходимо обтя­нуть внутреннюю часть ящика, которую обычно заполняют песком, клеенкой,пленкой или другими не пропускающи­ми воду материалами и получившуюся емкость наполнить водой.

Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, ло­дочки, разноцветные шарики, перели­вать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как.она течет в отверстия. Малыши бросают камушки в воду, наблюдают, как они тонут, моют игрушки, купают кукол.

В сюжетных играх дети любят ис­пользовать одновременно и песок, и во­ду. При этом даже традиционные игры «Семья», «Детский сад» наполняются более разнообразным содержанием (ку­кол можно водить на пруд загорать, учить их плаванию, катать на лодках).

В играх с водой детей старшего дошкольного возраста используются ру­чейки, бассейны, водоемы. Сооружают их обычно из кирпича или камня в со­четании с цементом. При этом возмож­ны различные виды кладки, стены и дно выкладывают кафелем. Важно обеспе­чить проточность воды.

В зависимости от площади участка данные сооружения могут иметь различ­ные размеры, конфигурацию, оформле­ние. Около водоемов можно найти при­родный материал: камни, корни. Для создания благоприятного микроклима­та следует организовать зеленые ос­тровки. С этой целью педагоги вместе с детьми высаживают растения, сеют тра­ву, сажают мох (рис. 5).

Детям старшего дошкольного возрас­та при строительстве из песка предо­ставляются емкости, наполняемые во­дой. Таким образом, игры с водой объединяются с играми в песок. Мож­но использовать и полиэтиленовую пленку, которой дети выстилают дно сооружений, а затем заливают водой. Ребята строят бассейны, плотины, ра­зыгрывают сюжеты: сплавляют лес по рекам, водят теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивают морские бои, пра­здники на воде, спортивные соревно­вания.

Для игр с водой широко исполь­зуются плавающие игрушки, выпуска­емые промышленностью: корабли, лод­ки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушками-самоделками. Так, малышам пред­лагают поделки, изготовленные детьми старшего дошкольного возраста: лодки, кораблики — из древесной коры, пено­пласта, уточки, рыбки, лягушки — изпоролона. Из цветной клеенки выре­заются и пришиваются глаза и плавни­ки (рис. 6).

Дети средней группы с помощью вос­питателя мастерят лодочки из скорлупы грецких орехов, коры, пенопласта. А старшие дошкольники делают для нихплавающие игрушки, изображенные на рис. 7.

Детям подготовительной к школе группы хорошо предложить сделать для своих игр катамараны из трехгранных молочных пакетов (рис. 8). Для этого надо срезать одну из сторон, затем раз­вернуть пакет так, чтобы получился квадратный карман, и сделать срез, как показано на рисунке. Получится одна часть катамарана. Затем таким же образом вырезать другую. Сшить обе части друг с другом, раздвинуть каж­дую и вставить палочки-распорки.

Чтобы сделать яхту, нужно разрезать такой же пакет так, как показано на рисунке. Затем угол загнуть вовнутрь, обозначив четкую линию сгиба пример­но на том месте, где отмечено пунктир­ной линией.

Для изготовления теплохода потре­буются две пластины из пенопласта. Одна толстая — основание, другая тон­кая — верхняя палуба, куски пеноплас­та кубической формы, несколько кату­шек, заостренные палочки и шпагат. У пластин надо закруглить углы, затем расставить катушки, наложить тонкую пластинку и, протыкая ее палочками, пропуская их через отверстия в ка­тушках, соединить с толстой пласти­ной, углубив в нее палочки так, чтобы детали хорошо скрепились и остались сверху одинаковые по длине части па­лочек. Связать между собой палочки шпагатом, накидывая на каждую сле­дующую из них петлю. Затем украсить теплоход по своему желанию.

Как смастерить домик для лебедей, показано на рисунке. Лебедей легко сделать из кусочка поролона кубиче­ской формы. Для этого следует сре­зать уголки, придать куску форму сфе­ры, вырезать шею с головой, крылья и пришить к туловищу.

Для изготовления самолета на вод­ных лыжах потребуются пластины и ку­сочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких заостренных палочек.

Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, педагоги заботятся об обогащении детских впечатлений: про­водят экскурсии, целевые прогулки, ор­ганизуют беседы об увиденном, рассмат­ривание иллюстраций, чтение художест­венных произведений, просмотр диа­фильмов, диапозитивов. Ребята получают представление о различной архи­тектуре зданий, особенностях сооруже­ний, о видах транспорта, о людях разных профессий.

Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство и игры детей. Они показывают приемы работы с материалом, помогают ребя­там развивать сюжеты игр, поддержи­вают изобретательность, стремление к творческому поиску.

Воспитатели формируют у ребят на­выки общения. В группах раннего воз­раста малышей учат элементарным действиям с песком и водой, уме­нию выражать свои мысли и желания словами, что способствует развитию первичных навыков общения. Педагоги стимулируют желание всех детей участ­вовать в совместных играх, дают им возможность ощущать радость от сов­местных действий. В группах младшего дошкъльиого возраста воспитатели про- должают развивать у детей самостоятельность, формировать у них устой­чивые мотивы к активной совместной деятельности.

В процессе игр с песком и водой у детей средней группы (в небольших подгруппах из 3—4 ребят) воспитатели развивают навыки самоуправления. Их учат ставить цель, находить кон­структивное решение или сюжет игры на основе имеющегося опыта, самостоя­тельно или с помощью взрослого плани­ровать работу, вместе строить и играть, объединяя свои постройки общим сюже­том. Дети учатся выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои же­лания желаниям товарищей. Этому спо­собствует совместное обсуждение пред­полагаемых действий, включение педа­гога в деятельность ребят, пример его общения с детьми.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сфор­мированы навыки совместного строи­тельства. Чтобы ребята объединялись в большие подгруппы, а постройки име­ли интересное содержание и были раз­нообразны, необходимо коллективное обсуждение работы. Действенным приемом организации совместного строи­тельства ребят является предложение им выбирать поочередно бригадиров, которые направляют общую деятель­ность.

Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у дошкольников сообразительность, сме­калку, творчество, так организовать их деятельность, чтобы в играх с песком и водой кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Л. ГОРОШКОВА,

методист кабинета дошкольного воспитания

Московского городского

института усовершенствования

учителей

 

 

"Дошкольное воспитание", №6, 1989. -- С.37-44.

 

Автор : btamedia
Відправити в DeliciousВідправити в FacebookВідправити в Google BookmarksВідправити в TwitterВідправити в LinkedInВідправити в MoymirВідправити в OdnoklassnikiВідправити в Vkcom